В Евангелиях от Матфея, Марка и Луки неоднократно упоминаются случаи, когда Иисус Христос "изгонял бесов" или "нечистых духов". Такие деяния различаются от исцеления недугов или увечий, подразумевая тем самым, что современники Иисуса верили в сатану и его способность вселять в человека бесов, независимо от болезней.
Понятие "изгнание нечистой силы" — "экзорцизм" восходит к греческому слову exousia, что означает приводить к присяге и брать под начало, взывая к высшей силе о закреплении согласия. "Изгонять нечистую силу" — означает, таким образом, "заклинать" (от латинского слова adjuro) духов уйти именем Бога. Иисус же не был экзорцис-том — заклинателем бесов именем Бога, — поскольку Ему не нужны были никакие высшие силы, кроме Себя самого.

Первый случай изгнания бесов произошел вскоре после того, как Он принял крещение от Иоанна Крестителя. После крещения Иисус немедленно удалился в пустыню, где и провел 40 дней и где был искушаем сатаною. По возвращении Иисус начал искать себе учеников и пришел в Капернаум и учил. Как Марк (1:23 — 27), так и Лука (4:33 — 36) рассказывают следующую историю:
"В синагоге их был человек, одержимый духом нечистым, и вскричал: оставь, что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас! Знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий. Но Иисус запретил ему, говоря: замолчи и выйди из него. Тогда дух нечистый, сотрясши его и вскричав громким голосом, вышел из него. И все ужаснулись, так что друг друга спрашивали: что это? что за новое учение, что Он и духам нечистым повелевает со властью, и они повинуются Ему?" (Мк. 1:23-27).

Нечистый дух простирается перед Иисусом,
как это описано в Евангелии от Марка (Мк. 3:11)
И одержимость человека нечистым духом бесовским, и изгнание того соответствуют традиционной модели.

Во-первых, нечистый дух знает Христа. Во-вторых, выход этого духа причиняет одержимому сильные страдания и сопровождается голосами и криками. В-третьих, нечистый обязан уступить в конце концов высшей власти и силе Иисуса. То, как просто Иисус расправляется с бесами, значительно отличается от практики остальных праведников его времени.

Для изгнания духов большинство заклинателей той поры использовали ритуал, заговоры, знаки и магические изображения. Профессор Мерилл Ф.Унгер из Далласской теологической семинарии писал в своей работе " Библейская демонология" о том, что метод Иисуса Христа потому отличается от всех других подходов, что в нем "нет ни магических приемов, ни ритуальной тарабарщины, — ничего, кроме Его собственного живого слова, исполненного безграничной властию и силою. Он говорит, и бесы повинуются ему как Владыке мира иного".

Марк и Лука описывают, как вскоре после случая в Капернауме Иисус исцелял страдавших различными болезнями и изгонял многих бесов (Мк. 1:32 - 34; Лк. 4:38-41).



И одержимость человека нечистым духом бесовским, и изгнание того соответствуют традиционной модели. Во-первых, нечистый дух знает Христа. Во-вторых, выход этого духа причиняет одержимому сильные страдания и сопровождается голосами и криками. В-третьих, нечистый обязан уступить в конце концов высшей власти и силе Иисуса. То, как просто Иисус расправляется с бесами, значительно отличается от практики остальных праведников его времени. Для изгнания духов большинство заклинателей той поры использовали ритуал, заговоры, знаки и магические изображения. Профессор Мерилл Ф.Унгер из Далласской теологической семинарии писал в своей работе " Библейская демонология" о том, что метод Иисуса Христа потому отличается от всех других подходов, что в нем "нет ни магических приемов, ни ритуальной тарабарщины, — ничего, кроме Его собственного живого слова, исполненного безграничной властию и силою. Он говорит, и бесы повинуются ему как Владыке мира иного".
Марк и Лука описывают, как вскоре после случая в Капернауме Иисус исцелял страдавших различными болезнями и изгонял многих бесов (Мк. 1:32 - 34; Лк. 4:38-41); евангелисты сопровождают это крайне важным пояснением, что Иисус строго запрещал бесам говорить, что они знают Его.

После того, как окончательно нарек всех двенадцать учеников своих — кому дал Он власть изгонять бесов — Иисус возвратился домой, приветствуемый огромными толпами верующих и любопытствующих. Некоторые из ближних Его считали, что иногда Он бывает не в себе, некоторые же книжники иудейские считали, что Он имеет в Себе дьявола веельзевула (Beelzebul), или веельзевува (Beelzebub). Матфей (12:24 - 29), Марк (3:22 - 27) и Лука (11:14 -22) так повествуют об этом случае:
"А книжники, пришедшие из Иерусалима, говорили, что Он имеет в Себе веельзевула и что прогоняет бесов силою бесовского князя. И призвав их, говорил им притчами: как может сатана изгонять сатану? Если царство разделится само в себе, не может устоять царство то; и если дом разделится сам в себе, не может устоять дом тот; и если сатана восстал на самого себя и разделился, не может устоять, но пришел конец его. Никто, вошед в дом сильного, не может расхитить вещей его, если прежде не свяжет сильного, — и тогда расхитит дом его" (Мк. 3:22 — 27).

Веельзевув, известный также как ваал-зевув (Baal-zebub), буквально означает "повелитель мух". Название это представляет собой искаженную форму от ваал-зевул (Baal-zebul), то есть властитель ханаанский (Canaanite) или божество финикийское (Phoenician) и означает "господин божественного жилища" или "господин небес". Во времена пророка Илии бог Ваал (Baal) был основным соперником израильского бога Яхве (Иеговы) (Yahweh/Jehovah/), и имя его стало обозначать для иудеев злого духа (1 Цар. 18; 2 Цар. 13). Этот эпизод раскрывает также идею о связи сатаны с волей Бога еще до того, как он мог быть исторгнут из "дома", или из тела, одержимой им жертвы.

Эпизод, о котором чаще всего упоминают, — это исцеление Иисусом бесноватого в Геразе (или Гергесе), или Гадаре, по свидетельству Марка (5:1 - 13) и Луки (8:26 - 33), и двух бесноватых,— согласно Евангелию от Матфея (8:28 — 32). Несмотря на некоторые расхождения, это один и тот же сюжет. После произнесения Нагорной проповеди, Иисус и Его ученики отправились на лодке в страну Гергисинскую, или Гадаринскую. Тут им повстречался человек, одержимый нечистым духом. Вот как об этом повествуется у Марка:
"И пришли на другой берег моря, в страну Гадаринскую. И когда вышел Он из лодки, тотчас встретил Его вышедший из гробов человек, одержимый нечистым духом; он имел жилище в гробах, и никто не мог его связать даже цепями; потому что многократно был он скован оковами и цепями, но разрывал цепи и разбивал оковы, и никто не в силах был укротить его; всегда, ночью и днем, в горах и гробах, кричал он и бился о камни.
Увидев же Иисуса издалека, прибежал и поклонился Ему; и, вскричав громким голосом, сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? Заклинаю Тебя Богом, не мучь меня! Ибо Иисус сказал ему: выйди, дух нечистый, из сего человека. И спросил его: как тебе имя? И он сказал в ответ: легион имя мне, потому что нас много. И много просили Его, чтобы не высылал их вон из страны той.
Паслось же там при горе большое стадо свиней. И просили Его все бесы, говоря: пошли нас в свиней, чтобы нам войти в них. Иисус тотчас позволил им. И нечистые духи вышедши, вошли в свиней; и устремилось стадо с крутизны в море, а их было около двух тысяч; и потонули в море".

Как и другие одержимые души, гадаринский беснованый испытывает сильные физические страдания и духовные муки. Он прибежал к Иисусу за помощью, но вселившийся в него нечистый отвергает власть Иисуса и заклинает не изгонять его. Другой важный аспект этого сюжета заключается в наименовании демона, — крайне важный момент в ритуале изгнания бесов. Легион — это крупная организационная единица в армии Древнего Рима (что подразумевает также и множество бесов), состоявшая из четырех-шести (и до семи) тысяч человек. Так что оценку в две тысячи можно считать заниженной. И наконец, поскольку бесы больше не могли противостоять Иисусу, то просились войти в стадо свиней. Свинья же считалась нечистым животным по иудейским законам, поэтому свиньи были выбраны правильно. Во времена Иисуса люди думали, будто нечистые духи не выносят воды, так что если свиньи утонули, то и бесы были уничтожены.
Иисус продолжал изгонять бесов во все время Своего пастырства, избавив от нечистого духа даже дочь язычницы, которая признала в Нем спасителя (Мк. 7:25 — 30; Мф. 15:21 — 28). Такие деяния, совершенно очевидно, вызывали интерес у собравшихся, и ученики рассказывают Иисусу о человеке, который именем Его изгоняет бесов (Мк. 9:38 - 41; Лк. 9:49 - 50). Иисус успокаивает их тем, что никто, совершивший чудо именем Его, не может вскоре злословить Его. А затем другие семьдесят последователей, посланных в качестве учеников, и которым не было дано никакой особой власти изгонять бесов, обнаружили, что и бесы повинуются им. Однако Иисус напоминает, что радость не в том, что духи повинуются им, а что имена их написаны на небесах (Лк. 10: 17 - 20).

После смерти Иисуса власть Его имени возросла настолько, что даже "некоторые из скитающихся Иудейских заклинателей" (Деяния 19:13 — 16) стали призывать имя Иисуса Христа в своих ритуалах при изгнании злых духов, говоря: "Заклинаем вас Иисусом, Которого Павел проповедует". Но злой дух не дал себя провести и сказал им в ответ: "Иисуса знаю, и Павел мне известен, а вы кто?" И в ту же минуту бросился на них человек, в котором был злой дух, и, одолев их, взял над ними такую силу, что они выбежали из дома этого человека "нагие и избитые", — вот один из наиболее древних примеров опасности изгнания демонов для самого заклинателя.

Эти евангельские истории давали средневековым мудрецам все основания признавать действительным не только существование сатаны, но и то, что он может овладевать невинными душами по своему усмотрению. И если не только Иисус Христос, но и Его ученики — даже те из них, кто не принадлежал к числу особо избранных, но только искренне веровал, — были способны изгонять бесов, то уж христианские святые везде и всюду обладают той же самой властью изгонять нечистых духов именем Господа. Действительно ли Иисус изгонял нечистых духов, или Он просто проповедовал людям на том языке, какой им был ближе и понятнее, — вот проблема неослабевающих до ныне дискуссий в клерикальных кругах.